3 декабря 2015 г.
Один из самых интересных видов сувениров - фарфоровые статуэтки. Родиной фарфора является Китай, и долгие годы изысканные произведения искусства из фарфора изготавливались только китайскими мастерами. В эпоху великих географических открытий начинает появляться большой интерес к изделиям из фарфора и китайскому искусству в целом.
В королевских домах и среди европейской знати того времени началась мода на все китайское, тем более что роскошные китайские статуэтки так хорошо смотрелись в богато украшенных интерьерах, добавляя и свою изюминку. Пройдет много времени, прежде чем в Европе начнут производить настоящий фарфор, через длинную череду проб и ошибок, поисков технологии в самом Китае, в котором производство фарфора находилось в строжайшем секрете.
Не отставала в искусстве изготовления изысканных сувениров и Япония - маленькие фигурки нэцке были популярны на европейских рынках. Готовая фигурка в виде брелка, который служил украшением к одежде, нэцке изготавливалась из слоновой кости. Расцвет нэцке в Японии приходится на период с начала 17-го до конца 19-го века, во время интенсивного развития городов и городской жизни, когда товары купцов и изделия ремесленников пользовались большим спросом, поскольку сословное деление в Японии было строго регламентировано, а избыточная роскошь, а также роскошь, не подобающая не привилегированному сословию, порицалась. За избыточное богатство украшений могли даже изгнать из города. Горожане находили выход в фигурках нэцке, которые могли продемонстрировать их любовь к искусству. До времени, когда каждый может купить
сувениры на любой вкус и украсить интерьер с особенным изяществом, пройдут целые века.
Фигурка нэцке
С обретением технологии производства фарфора в Европе, мастера постепенно отходят от восточных мотивов, и европейская статуэтка приобретает свой собственный колорит. Статуэтки воплощают в себе балерин, сцены из театральных представлений, описывают светскую жизнь. Особенной популярностью пользовалась фарфоровая мануфактура в саксонском городе Майсен, где по заказу королевских домов и вельмож изготавливали предметы роскоши.
Благодаря таланту Иоганна Кендлера — одного из модельеров мануфактуры, были созданы украшения в стиле рококо. Мануфактура выпускала и столовые сервизы с изящными статуэтками, которые подчас носили практическое назначение, создавались в виде солонок, перечниц и емкостей для хранения приправ. Статуэтки служили предметом внимания коллекционеров, а как новогодние подарки, придутся ко времени каждому ценителю изящного искусства.