17 октября 2011 г.
Флора
«Шлюпка скользила между цветущих берегов; в прозрачно-зеленоватой воде отражались то каштаны, то млечные кусты ежевики; иногда падал лепесток, и было видно в воде, как из глубины спешит к нему навстречу отражение, и вот — сошлись».
В. Набоков, «Подвиг»
...Это было в детстве, когда на лист бумаги, руками или кисточкой, мы с друзьями наносили разноцветную акварель, потом складывали лист пополам - и разворачивая, с радостью обнаруживали на листе бабочку!
...Погода была чудесная — весенняя прохлада и солнце. Купив имбирные пряники, я пошла по дороге во дворе. Таких дворов в Петербурге много — спальный район. Здесь, в одном из обычных домов города, находится необычное место — квартира-студия семьи Даур — Руслана и Арины — художников.
Руслан Даур — кино-фото-художник, родом из Черкессии — маленькой страны с древнейшей историей, расположенной в горах северо-западного Кавказа. Он изучает историю искусства и культуры родного народа — накопленных знаний, пожалуй, уже хватило бы на книгу… Дух гор, чудес, огня и воды; кавказские мотивы — это есть и в творчестве Арины Даур.
Арина Даур — художник, керамист. Занимается классической живописью, керамикой, батиком, монотипией. Основной темой нашей встречи была монотипия — загадочная графическая техника, с помощью которой каждый может стать Художником…подробнее — немного позже.
ХУДОЖНИКАрина Даур говорит спокойно, просто и ясно — про искусство и творчество. В ее взгляде — отражение того тайного знания, о котором она пишет, и которым щедро делится с другими.
Арина: «Художники — это люди, обладающие языком изображения, и им необходимо говорить на этом языке. Единственная роскошь на свете — это роскошь человеческого общения. С помощью картин художник и зритель общаются напрямую…
Для меня керамика — это корни моего творческого дерева, живопись — ствол и крона, а монотипия — это легкие цветы, которые иногда появляются, и на аромат этих цветов слетаются бабочки — имя которым фантазия.
Стать художником — это как в стихии огня.
Необходимо:
— чему гореть,
— тот, кто чиркнет кремешек и высечет искру (учитель, друг, слово, книга, вгляд…)
— среда, где гореть,
— рамки, что бы не было пожара.
Если все это складывается — значит, дар получил одобрение свыше…»
Потом Арина приносит большую тетрадь. В нее она уже долгое время записывает цитаты, связанные с искусством, — живописью и монотипией. Это бесценный подарок — услышать, дающие ответы и ставящие вопросы, изречения:
«Для художника творчество начинается с видения, видеть — уже творческое действие.»
Анри Матисс
«История искусств — история восприятия.»
С. М. Даниэль
«Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами.»
Шарден
ОБРАЗАрина: «В своем творчестве я ищу кристалл образа. Сейчас искусство, зачастую, беспредметно — БЕЗобразно. Беспредметная живопись — это было интересно в самом начале, когда художники искали новые способы самовыражения. Сейчас есть ощущение — что-то, как будто, уходит из мира искусства…
Для создания картины нужен особый настрой — зюйд-вест. Я передаю через нее свое состояние — образ в положительной гамме…»
«Вымышленный образ обладает собственной правдой.»
Джордано Бруно
«Подлинный образ неисчерпаем и бездонен.»
А. Тарковский
ТЕМА ТВОРЧЕСТВА«Основная тема моего творчества — фантастическое в реальности» — говорит Арина, и зачитывает цитату:
«И наконец, без сомнения — фантастическое, казалось мне, коренится не столько в сюжете, сколько в способе его трактовки.»
Роже Кайуа
Рядом на полке сидит Белая Львица. Она внимательно наблюдает за мной, слушает, о чем мы говорим c Ариной. И, наверное, немного позже, она скажет своему фарфоровому Другу Льву, что всегда рада гостям. Особенно, когда идет летний дождь.
МОНОТИПИЯ ЭТО ПРАЗДНИК!Арина берет в руки два листа. Посередине одного несколькими крупными мазками кисточкой наносит черную тушь и добавляет каплю золотой краски. Берет второй лист и накрывает им первый. Плавно и легко вращая, разъединяет листы.
Меня охватывает чувство радости — родилась эмоция! Прямо на моих глазах создается два маленьких шедевра — в одном из них морская глубь — настоящая Марианская впадина с игрой теней и света; в другом — прозрачность крыльев бабочки…
Это только первый шаг. Потом — сегодня, может быть, завтра, отпечатки будут дополнены художником. И все будет зависеть от того, что он увидит…
Арина: «Монотипия — для меня это праздник.
Моно — один, типус — отпечаток (греч.). — графическая техника, максимально пробуждающая фантазию и интуитивное образное мышление.
Визуальная память огромна, а фантазии, зрение и генетическая память дают художнику возможность смоделировать новый условный мир. Монотипия — это импровизация внутреннего мира в заданной ситуации. А как известно, импровизацию нельзя достать из пустоты. Чем богаче внутренний мир, тем интереснее импровизация. Мы полагаемся на свою интуицию. Интуэри по-латыни означает «смотри зорко». Есть тонкий момент авторского вмешательства — не испортить стихию графического пятна. Безусловно, выручает умение рисовать...
Создание монотипии — это не замена исследовательского рисунка — рисуя с натуры. Это с одной стороны тест, с другой — задачка для зрительной памяти.
Образно я вижу огромный хрустальный шар с тысячами тысяч сияющих граней. Когда идет работа мысли, он начинает свое движение в разных направлениях, с целью поиска той единственной грани, которая, встретившись с данным пятном, дает сияние лучика, озаряет наше сознание, и мы встречаемся. Дорогого стоят эти встречи. Как будто легкий намек дает подсказку подсознанию. И воображение достает из памяти образы, примеривает или отвергает их. И вдруг, как точный укол шпагой, — оп! — попадание в цель.
И в монотипии ты не в амбициях, что все зависит от тебя. Здесь получается пятьдесят на пятьдесят…
Монотипией, как правило, занимаются художники, верящие в чудо. В каком-то смысле, это фатальная охота за удачей. И бесконечная любовь к импровизации.»
«В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом.»
П. Е. Корнилов
«Фантазия идет дальше реальной жизни сего мира, и приводит нас к связи со вселенной — к беспредельному единению.»
Ян Райнис
Круглый стол, огромный фотоувеличитель (на который надета черкесская шапка - башлык), картины, скульптуры, книги, краски и бумага… И окно. Много-много света - он заглядывает в комнату, в легкие занавески, наполняя их сиянием, а саму комнату — сказкой.
Я вспоминаю бабочек Набокова, жаркое лето и чистый лесной ручей, землянику, небо и одуванчики…вдохновение ходит совсем рядом, рука об руку с фантазией…
Создание отпечатка
МОНОТИПИЯ и ЛЮДИ
«Во время выставки, я была потрясена тем, что такие респектабельные люди так душевно отнеслись к моим монотипиям. Я думала, что моя аудитория — дети, подростки, пожилые женщины… Но оказалось, что пластическое искусство понятно всем…»
Арина рассказывает про выставку во Франции, в городе Страсбурге. И вдруг, спокойный, умиротворяющий голос ее меняется — появляется какая-то детская задорность, кураж — на первый план выходит Арина-сорванец.
Рассказ получается живым и ярким — я вижу ее с огромными чемоданами работ — она впервые едет во Францию делать такую серьезную выставку — в сам Страсбург, в Совет Европы! Еще я вижу Большого Гостя, казавшегося чопорным, а потом влюбившегося в монотипию; и остальных важных людей, которые ходят по выставке. Сначала — очень серьезные и деловитые, а потом «чинная публика превращается в детей» и уходит с широко открытыми глазами. Многие работы раскупаются за несколько дней, и Арина пишет новые монотипии. Потом она гуляет по старинным улицам Страсбурга…время летит. И вновь родной Петербург.
Есть мнение, что художник должен обладать двумя основными качествами — умением и смелостью, тогда ему открыт весь мир. Сейчас, проецируя это утверждение на образ Арины Даур, мне становится понятно, как выражаются эти два качества у нее. Удивительное сочетание мягкости, спокойствия, ума и вдумчивости — с одной стороны, и фейерверка, задора и куража — с другой стороны…
Леонардо да Винчи:
«Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти смехотворным, тем не менее, он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Это бывает, если рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной хорошей форме…».
«Все наше знание о том, как выглядит мир, — это лишь знание об отраженном свете. И, не все ли равно для зрителя, имел ли пейзаж реальное пространство, или им только притворялась стена...»
Дмитрий Конрадт.
ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ МОНОТИПИИВо время проведения I Фестиваля монотипии в 2007 году родилась идея создания Общества Любителей Монотипии.
«Кого мы приглашаем в наше общество?
Конечно, художников.
Конечно, искусствоведов.
Конечно, коллекционеров.
И, конечно, тех, кто способен понять и разбудить в себе художника.
СМОТРИТЕ ЗОРКО!» — Арина Даур.
Подробности — по e-mail: arindersen@yandex.ru.
ДЛЯ ЧУВСТВА НУЖНО ВРЕМЯМарина Цветаева говорила, что для мысли достаточно мгновения, а для чувства необходимо время…и с этим можно только согласиться.
Современный человек живет в очень быстром мире. Но иногда надо остановиться, посмотреть вокруг, в себя. Понять и почувствовать свой ритм — как бы ни было трудно. Нельзя упустить то значимое, что заложено в тебя свыше.
И Арина старается жить в своем ритме. Наверное, именно поэтому, ее работы — прекрасное отражение внутреннего мира, счастья.
Сейчас в планах Арины Даур — открыть свою школу для детей и взрослых, где она сможет учить всему тому, что знает сама. Думаю, это будет замечательно!
Арина ДаурХудожник декоративно-прикладного искусства, керамист, член Союза художников Санкт-Петербурга. Окончила Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной.
Занимается керамикой, живописью, графикой, иллюстрацией книг. Участник международных выставок с 1989 года — Япония, Франция, Латвия. Множество выставок и мастер-классов в России — Санкт-Петербург, Пушкинские горы, Пушкин.
Работы автора находятся в частных собраниях России, Франции, США, Латвии.
Старик-часовщик
Девушка с букетом
Скрипач
Идущая
Эксклюзивное интервью для ART-GID.ru — художественные и фото выставки Петербурга. Перепечатка только с указанием прямой ссылки на источник.
сайт Арины Даур