Art-GID, эксклюзивные места и события Петербурга, выставки, музеи, галереи, киноклубы, события Санкт-Петербурга


подпишись на новости
подписаться
отказаться
поиск

Интервью

Арина Даур — художник, который верит в чудо

17 октября 2011 г.

Флора


«Шлюпка скользила между цветущих берегов; в прозрачно-зеленоватой воде отражались то каштаны, то млечные кусты ежевики; иногда падал лепесток, и было видно в воде, как из глубины спешит к нему навстречу отражение, и вот — сошлись».
В. Набоков, «Подвиг»


...Это было в детстве, когда на лист бумаги, руками или кисточкой, мы с друзьями наносили разноцветную акварель, потом складывали лист пополам - и разворачивая, с радостью обнаруживали на листе бабочку!

...Погода была чудесная — весенняя прохлада и солнце. Купив имбирные пряники, я пошла по дороге во дворе. Таких дворов в Петербурге много — спальный район. Здесь, в одном из обычных домов города, находится необычное место — квартира-студия семьи Даур — Руслана и Арины — художников.

Руслан Даур — кино-фото-художник, родом из Черкессии — маленькой страны с древнейшей историей, расположенной в горах северо-западного Кавказа. Он изучает историю искусства и культуры родного народа — накопленных знаний, пожалуй, уже хватило бы на книгу… Дух гор, чудес, огня и воды; кавказские мотивы — это есть и в творчестве Арины Даур.

Арина Даур — художник, керамист. Занимается классической живописью, керамикой, батиком, монотипией. Основной темой нашей встречи была монотипия — загадочная графическая техника, с помощью которой каждый может стать Художником…подробнее — немного позже.


ХУДОЖНИК

Арина Даур говорит спокойно, просто и ясно — про искусство и творчество. В ее взгляде — отражение того тайного знания, о котором она пишет, и которым щедро делится с другими.

Арина: «Художники — это люди, обладающие языком изображения, и им необходимо говорить на этом языке. Единственная роскошь на свете — это роскошь человеческого общения. С помощью картин художник и зритель общаются напрямую…

Для меня керамика — это корни моего творческого дерева, живопись — ствол и крона, а монотипия — это легкие цветы, которые иногда появляются, и на аромат этих цветов слетаются бабочки — имя которым фантазия.

Стать художником — это как в стихии огня.
Необходимо:
— чему гореть,
— тот, кто чиркнет кремешек и высечет искру (учитель, друг, слово, книга, вгляд…)
— среда, где гореть,
— рамки, что бы не было пожара.
Если все это складывается — значит, дар получил одобрение свыше…»

Потом Арина приносит большую тетрадь. В нее она уже долгое время записывает цитаты, связанные с искусством, — живописью и монотипией. Это бесценный подарок — услышать, дающие ответы и ставящие вопросы, изречения:

«Для художника творчество начинается с видения, видеть — уже творческое действие.»
Анри Матисс

«История искусств — история восприятия.»
С. М. Даниэль

«Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами.»
Шарден


ОБРАЗ

Арина: «В своем творчестве я ищу кристалл образа. Сейчас искусство, зачастую, беспредметно — БЕЗобразно. Беспредметная живопись — это было интересно в самом начале, когда художники искали новые способы самовыражения. Сейчас есть ощущение — что-то, как будто, уходит из мира искусства…

Для создания картины нужен особый настрой — зюйд-вест. Я передаю через нее свое состояние — образ в положительной гамме…»

«Вымышленный образ обладает собственной правдой.»
Джордано Бруно

«Подлинный образ неисчерпаем и бездонен.»
А. Тарковский


ТЕМА ТВОРЧЕСТВА

«Основная тема моего творчества — фантастическое в реальности» — говорит Арина, и зачитывает цитату:

«И наконец, без сомнения — фантастическое, казалось мне, коренится не столько в сюжете, сколько в способе его трактовки.»
Роже Кайуа

Рядом на полке сидит Белая Львица. Она внимательно наблюдает за мной, слушает, о чем мы говорим c Ариной. И, наверное, немного позже, она скажет своему фарфоровому Другу Льву, что всегда рада гостям. Особенно, когда идет летний дождь.


МОНОТИПИЯ ЭТО ПРАЗДНИК!

Арина берет в руки два листа. Посередине одного несколькими крупными мазками кисточкой наносит черную тушь и добавляет каплю золотой краски. Берет второй лист и накрывает им первый. Плавно и легко вращая, разъединяет листы.

Меня охватывает чувство радости — родилась эмоция! Прямо на моих глазах создается два маленьких шедевра — в одном из них морская глубь — настоящая Марианская впадина с игрой теней и света; в другом — прозрачность крыльев бабочки…

Это только первый шаг. Потом — сегодня, может быть, завтра, отпечатки будут дополнены художником. И все будет зависеть от того, что он увидит…

Арина: «Монотипия — для меня это праздник.
Моно — один, типус — отпечаток (греч.). — графическая техника, максимально пробуждающая фантазию и интуитивное образное мышление.

Визуальная память огромна, а фантазии, зрение и генетическая память дают художнику возможность смоделировать новый условный мир. Монотипия — это импровизация внутреннего мира в заданной ситуации. А как известно, импровизацию нельзя достать из пустоты. Чем богаче внутренний мир, тем интереснее импровизация. Мы полагаемся на свою интуицию. Интуэри по-латыни означает «смотри зорко». Есть тонкий момент авторского вмешательства — не испортить стихию графического пятна. Безусловно, выручает умение рисовать...

Создание монотипии — это не замена исследовательского рисунка — рисуя с натуры. Это с одной стороны тест, с другой — задачка для зрительной памяти.

Образно я вижу огромный хрустальный шар с тысячами тысяч сияющих граней. Когда идет работа мысли, он начинает свое движение в разных направлениях, с целью поиска той единственной грани, которая, встретившись с данным пятном, дает сияние лучика, озаряет наше сознание, и мы встречаемся. Дорогого стоят эти встречи. Как будто легкий намек дает подсказку подсознанию. И воображение достает из памяти образы, примеривает или отвергает их. И вдруг, как точный укол шпагой, — оп! — попадание в цель.

И в монотипии ты не в амбициях, что все зависит от тебя. Здесь получается пятьдесят на пятьдесят…

Монотипией, как правило, занимаются художники, верящие в чудо. В каком-то смысле, это фатальная охота за удачей. И бесконечная любовь к импровизации.»


«В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом.»
П. Е. Корнилов

«Фантазия идет дальше реальной жизни сего мира, и приводит нас к связи со вселенной — к беспредельному единению.»
Ян Райнис


Круглый стол, огромный фотоувеличитель (на который надета черкесская шапка - башлык), картины, скульптуры, книги, краски и бумага… И окно. Много-много света - он заглядывает в комнату, в легкие занавески, наполняя их сиянием, а саму комнату — сказкой.
Я вспоминаю бабочек Набокова, жаркое лето и чистый лесной ручей, землянику, небо и одуванчики…вдохновение ходит совсем рядом, рука об руку с фантазией…

Создание отпечатка



МОНОТИПИЯ и ЛЮДИ

«Во время выставки, я была потрясена тем, что такие респектабельные люди так душевно отнеслись к моим монотипиям. Я думала, что моя аудитория — дети, подростки, пожилые женщины… Но оказалось, что пластическое искусство понятно всем…»

Арина рассказывает про выставку во Франции, в городе Страсбурге. И вдруг, спокойный, умиротворяющий голос ее меняется — появляется какая-то детская задорность, кураж — на первый план выходит Арина-сорванец.

Рассказ получается живым и ярким — я вижу ее с огромными чемоданами работ — она впервые едет во Францию делать такую серьезную выставку — в сам Страсбург, в Совет Европы! Еще я вижу Большого Гостя, казавшегося чопорным, а потом влюбившегося в монотипию; и остальных важных людей, которые ходят по выставке. Сначала — очень серьезные и деловитые, а потом «чинная публика превращается в детей» и уходит с широко открытыми глазами. Многие работы раскупаются за несколько дней, и Арина пишет новые монотипии. Потом она гуляет по старинным улицам Страсбурга…время летит. И вновь родной Петербург.

Есть мнение, что художник должен обладать двумя основными качествами — умением и смелостью, тогда ему открыт весь мир. Сейчас, проецируя это утверждение на образ Арины Даур, мне становится понятно, как выражаются эти два качества у нее. Удивительное сочетание мягкости, спокойствия, ума и вдумчивости — с одной стороны, и фейерверка, задора и куража — с другой стороны…

Леонардо да Винчи:
«Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти смехотворным, тем не менее, он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Это бывает, если рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной хорошей форме…».

«Все наше знание о том, как выглядит мир, — это лишь знание об отраженном свете. И, не все ли равно для зрителя, имел ли пейзаж реальное пространство, или им только притворялась стена...»
Дмитрий Конрадт.


ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ МОНОТИПИИ

Во время проведения I Фестиваля монотипии в 2007 году родилась идея создания Общества Любителей Монотипии.

«Кого мы приглашаем в наше общество?
Конечно, художников.
Конечно, искусствоведов.
Конечно, коллекционеров.
И, конечно, тех, кто способен понять и разбудить в себе художника.
СМОТРИТЕ ЗОРКО!» — Арина Даур.

Подробности —  по e-mail: arindersen@yandex.ru.


ДЛЯ ЧУВСТВА НУЖНО ВРЕМЯ

Марина Цветаева говорила, что для мысли достаточно мгновения, а для чувства необходимо время…и с этим можно только согласиться.

Современный человек живет в очень быстром мире. Но иногда надо остановиться, посмотреть вокруг, в себя. Понять и почувствовать свой ритм — как бы ни было трудно. Нельзя упустить то значимое, что заложено в тебя свыше.

И Арина старается жить в своем ритме. Наверное, именно поэтому, ее работы — прекрасное отражение внутреннего мира, счастья.

Сейчас в планах Арины Даур — открыть свою школу для детей и взрослых, где она сможет учить всему тому, что знает сама. Думаю, это будет замечательно!


Арина Даур

Художник декоративно-прикладного искусства, керамист, член Союза художников Санкт-Петербурга. Окончила Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной.

Занимается керамикой, живописью, графикой, иллюстрацией книг. Участник международных выставок с 1989 года — Япония, Франция, Латвия. Множество выставок и мастер-классов в России — Санкт-Петербург, Пушкинские горы, Пушкин.

Работы автора находятся в частных собраниях России, Франции, США, Латвии.


Старик-часовщик


Девушка с букетом


Скрипач
 

Идущая


Эксклюзивное интервью для ART-GID.ru — художественные и фото выставки Петербурга. Перепечатка только с указанием прямой ссылки на источник.

сайт Арины Даур

 
Оставить комментарии (3) по теме
Арина Даур — художник, который верит в чудо

Поделиться:




    
Сегодня 16 октября
 
ART октябрь
 
 
  123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031



ART-афиша
Адресная книга
 



Copyright © 2005-2024. Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка и гиперссылка на Art-Gid.ru обязательна.
Наши проекты: AModern.RU - современное искусство, выставки, фестивали.  |  Автошколы СПб
Поддержка проекта Интернет-агентство AMORI Group, Петербург - продвижение сайтов, интернет-реклама
Rambler's Top100